Родился 21 сентября 1929 в Красноярске, в семье служащего. Детство прошло в Москве. В 1950, во время службы на Тихоокеанском флоте,
«за нарушение воинской дисциплины» был осужден на четыре года заключения, где написал первую песню
Птицы не летали /Там, где мы шагали.Вернувшись в 1955 в Москву, работал шофером, строителем. В 1970-е написал первые детские книги
Кыш, Два портфеля и целая неделя (1970) и
Кыш и я в Крыму (1975), а также сценарии детских фильмов
Кыш и Двапортфеля и Вот моя деревня. Автор писал о важных событиях в жизни первоклассника
Алеши Сероглазова – покупка собаки, ссора с другом и т.п., и то, что автором-повествователем был ребенок, определяло интонацию повестей.Начиная с 1950-х
Алешковский стал известен как автор и исполнитель не разрешенных официально песен
Советская пасхальная, Лесбийская, Личное свидание, Окурочек и др. Строки из его песни
Товарищ Сталин, вы большой ученый разошлись на афоризмы, например,
«Вы здесь из искры раздували пламя / Спасибо вам, я греюсь у костра». После 1968
писатель прекратил сотрудничество с советскими издательствами и стал писать песни и прозу, которые могли распространяться только в самиздате. Персонажами его произведений являлись люди, бывшие
«персонами нон-грата» в официальной литературе, причем автор не скрывал своей к ним симпатии.Главный герой повести
Николай Николаевич (1970, опубл. 1980 в США) – московский вор, принятый на работу в научно-исследовательский институт в качестве донора спермы. В этом произведении впервые проявилась одна из особенностей прозаической манеры
Алешковского: близость к сказовой традиции, связанной в русской литературе 20 в. с
М.Зощенко. Главной же особенностью всех его произведений стало введение в художественные тексты
«нецензурных» слов и выражений. Русский мат, используемый без пропусков и отточий, делает невозможным цитирование его текстов.Объяснение подобного словоупотребления
Алешковский вложил в уста героя романа
Рука (1977, опубл. 1980 в США):
«...русский мат спасителен для меня лично в той зловонной камере, в которую попал наш могучий, свободный, великий и прочая и прочая язык. Загоняют его в передовые статьи, в постановления, в протоколы допросов, в мертвые доклады на собраниях, съездах, митингах и конференциях, где он постепенно превращается в доходягу, потерявшего достоинство и здоровье, вышибают из него Дух!» Роман
Рука написан в форме монолога сотрудника КГБ, мстящего за убитых большевиками родителей. Месть является единственной причиной, по которой главный герой делает карьеру в карательных органах, становится телохранителем
Сталина, а кончает душевной опустошенностью.Форма монолога присуща произведениям
Алешковского. Так, в его повести
Маскировка (1978, опубл. 1980 в США) повествование ведется от имени трудящегося, который работает на подземном военном заводе. Пьянство, грубость семейных отношений и тому подобные проявления сатирически представлены в повести как маскировка тайной оборонной работы.
А. Битов назвал это произведение
«преувеличенной метафорой». Повесть написана в разговорном, простонародном тоне, который является своеобразной самохарактеристикой главного героя.Произведениям
Алешковского присущи как юмор, так и феерические сюжеты. Примером такого сюжетного построения является повесть
Кенгуру (1975), главный герой которой невольно становится участником засекреченной операции КГБ, из-за чего попадает в тюрьму по обвинению в изнасиловании кенгуру в зоопарке.В 1979 несколько песен
Алешковского вошли в бесцензурный литературный альманах
«Метрополь», выпущенный в СССР в самиздате, а затем опубликованный в США. После этого писатель эмигрировал в США и поселился в университетском центре штата Коннектикут. Его произведения были переведены и изданы в США и Западной Европе, он начал сотрудничать с радио
«Свобода». Уже в эмиграции была создана повесть
Синенький скромный платочек (1980), написанная в форме письма, в котором бывший солдат Великой Отечественной войны обращается к
«генсеку маршалу президенту Брежневу Юрию Андроповичу».