31 июля 1969 года "клуб навечно 27-летних" пополнился еще одним именем – в этот день погибла Александра, звезда немецкого шансона.
Головокружительную карьеру талантливой красавицы прервал грузовик, в который Александра врезалась на своем автомобиле, направляясь на отдых со своей семьей. Что отвлекло её внимание от дорожных знаков – может быть, диалог с матерью, сидящей рядом, или её ребенок Саша на заднем сидении, или невнимательность из-за накопившейся хронической усталости – это останется неизвестным. В столкновении погибла также мать Александры, сын же каким-то чудом остался почти невредим.
Настоящее имя Александры – Дорис Трайтц. Она родилась 19 мая в 1942 году, в Мемеле, сейчас Клайпеда (тогда Литва входила в состав Германии) в семье Августа и Валли Маргарете Трайтц (в девичестве Светоч). В 1944 году семья с тремя детьми эвакуируется в Германию. Детство девочки прошло в Киле. Уже тогда было заметно особое дарование Дорис. Ребенком она пела в церковном хоре, научилась играть на гитаре, брала уроки игры на фортепиано, писала стихи и песни.
В 1962 году она приняла участие в конкурсе "Мисс Германия" и заняла 9 место. В 17 лет она захотела быть модельером-дизайнером. Незадолго до выпускных экзаменов Александра бросает учебу в гимназии и начинает заниматься графикой в школе искусств. В это время она занималась подработками в качестве стенотипистки, горничной, секретаря. На свои сбережения и выручку от продажи своих рисунков она покупает себе гитару.
В 1961 году Александра со своей матерью и сестрой переезжает в Гамбург, где она начинает учебу в школе моды. Дорис начинает свою карьеру певицы в барах, исполняя русский фольклор под аккомпанемент своей гитары.
В это время 19-летняя Дорис знакомится с 50-летним Николаем Нефедовым, русским эмигрантом из Америки, он снимал у них комнату и Дорис брала у него уроки русского языка. Уроки русского привели к заключению брака и в 21 год Дорис родила сына Александра. Рождение ребенка стало помехой для интенсивных занятий вокалом и актерской игрой и первое время Дорис работала чертежницей, отложив мечты о карьере. Заниматься воспитанием ребенка стала бабушка, тем самым дав ей возможность доучиться в школе актерского мастерства. Александра стала работать в театре и брать уроки вокала. Брак с Нефедовым был недолгим. После развода Николай Нефедов уехал в США. От этого брака у Дорис остался её сценический псевдоним – Александра Нефедов, своё имя "Дорис" она считала неблагозвучным для сцены.
В 1965 году Александра стала петь в The City Preachers, первой фолк-рок группе Германии, где она исполняла песни на английском, французском, русском, испанском, иврите, аккомпанируя себе под гитару. В это время на Александру и её особый голос обратил внимание продюсер Фред Вайрих, которому пришла в голову гениальная идея – выдать Александру Нефедов с её привлекательной внешностью, низким голосом и меланхолическим песнями за русскую. Александра в своем творчестве охотно подчеркивала свои русские корни, что делало её во времена холодной войны еще более экзотической и загадочной. В её репертуаре появляются песни с русской тематикой: "Тоска-тайга", "Я пью чай", "Черная балалайка", "Я люблю тебя", "По дороге в Одессу", "О душа, душа", "Две гитары", "Маленькая Аннушка". Некоторые песни она исполняла на русском языке.
Это было время ностальгии по загадочной русской душе: фильм "Доктор Живаго" бил кассовые рекорды, Иван Реброфф и Дуня Райтер успешно исполняли русские песни. Постепенно Александра завоевывала популярность, последовали гастроли по всей Германии, а в 1967 году и в Советском Союзе.
И вот 25-летняя Александра празднует ошеломительный успех: две песни в её исполнении "Цыганский мальчик" и "Тоска-тайга" оказались в хитпараде
Вся Германия с интересом начинает следить за её почти вертикальным взлетом к вершине славы.
Оказывается, эта "шансонетка" могла писать песни с необычной мелодией и грубокими, философскими текстами. А её песня "Мой друг дерево", ставшая хитом после её смерти, и в наше время имеет потенциал стать гимном партии зеленых Даже маленькие дети могли загипнотизированно внимать бархатному голосу Александры в радиоприемнике и плакать под "Мечта о полете", когда листочек дерева мечтает о полете, просит ветер помочь ему, ветер срывает его с дерева, кружит в воздухе, листочек приземляется и потом ужасно хочет вернуться домой, на дерево, но обратной дороги нет.
Постепенно Александре становится тесно в русском имидже и в рамках песен, написанных для неё другими. Она хочет исполнять свои песни, что для Германии того времени дело неслыханное. Тогда шлягерные певцы послушно исполняли репертуар, оставаясь марионетками в руках продюсеров. Александра мечтает о независимости, пишет свои песни. Её новое увлечение - Франция. И многоязыкая Александра часто бывает в Париже, завязывает дружбу с шансонье Сальваторе Адамо, Жильбер Беко и Ив Монтаном. Жильбер Беко и Жюльет Греко являются для неё образцами для подражания. Александра исполняет хит Адамо "Падает снег", переводит его песни на немецкий язык.
Потом последовала поездка в Бразилию, где Александра сотрудничала с певцом и музыкантом Антонио Карлос Жобим.
Молва приписывает ей хороший вкус в романах: у неё была связь с Адриано Челентано, Жобимом, а к Карелу Готту она осталась равнодушной.
Вернувшись из Бразилии, в начале 1969 года Александра перезжает из Гамбурга в Мюнхен. В это время становится особенно заметно, что она переутомлена многочисленными турне и выступлениями и измучена проблемами в личной жизни. Она принимает успокоительные и снотворные. Весной 1969 года после недолгого знакомства происходит помолвка с Пьером ЛаФером, которая чуть позже расторгается.
Коллегам становится труднее с ней работать из-за её раздражительности и капризности. Александра нуждается в отдыхе и она решает поехать на север Германии, остров Зилт, всегда бывшим рефугиумом для богатых и красивых. Она берет с собой мать и сына. И на опасном перекрестке, имеющим в округе славу "смертельного треугольника", она врезается в грузовик, груженный бетонными плитами. Александра погибла на месте, мать скончалась от многочисленных ранений в больнице, а сын Саша остался жив.
Через несколько месяцев после смерти Александры вскрылись факты, послужившие причиной открытия уголовного дела. Выявилось несоответствие протоколов полицейского обследования трупа и экспертизы в морге. Если в первом случае были выявлены «несовместимые с жизнью тяжёлые травмы головы и груди», то во втором лишь «лёгкое ранение в области лица». На фотографиях, сделанных якобы на месте происшествия, запечатлена не та машина, что была у Александры. Водителя грузовика, в который врезалась певица, не могли найти 35 лет. И вопреки завещанию Александры и пожеланию родственников, тело певицы было кремировано. В ночь до этого в морге, где лежало тело, произошёл взлом. А за 3 дня до гибели Александра заказала себе и матери места на кладбище, надгробия и заключила страховку жизни на высокую сумму. Несмотря на такое множество странных обстоятельств гибели известной певицы, следствие зашло в тупик и было прекращено. Но в 2004-м году «дело Александры» получило продолжение. В рассекреченных архивах Штази следователи обнаружили ясные указания на то, что некий Пьер Лафер, с которым Александра была тайно помолвлена за 5 месяцев до смерти, в действительности являлся крупным американским разведчиком, которому было поручено создать агентурную сеть в Дании.
Популярность Александры не прошла с её смертью. До сих пор выходят альбомы певицы, а её песни звучат по радио. Её называют «немецкой Эдит Пиаф», проводят концерты и конкурсы имени Александры